Публикация

Творческая работа. Особенности урока иностранного языка

Урок английского языка

1.3 Особенности урока иностранного языка заключаются в том, что иноязычная речь служит и целью, и средством обучения одновременно. Если речь – и цель, и средство, то какой должна быть речь учителя?
Можно сказать, что речь учителя должна быть доступным, но недостижимым образцом для учащегося. Иначе, сильный ученик , достигнув данного речевого образца, теряет интерес к языку.
Как бы, однако, ни была богата и разнообразна речь учителя, она не должна занимать в сумме более 10% времени. Поэтому, существуют другие формы создания речевой наглядности: выпуск стенгазет, по изученным устным темам, кружок английского языка, работа за персональным компьютером, использование компакт дисков на английском языке, прослушивание песен на английском языке и запись их на слух, а также исполнение песен на английском.
Кузовлев В П. (автор УМК по которому я работаю в школе) много работ посвятил повышению мотивации к изучению английского языка в школе. Он считает, что самым лучшим фактором повышения мотивации к предмету является принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он пишет:
«Одна из важнейших проблем обучения – это поиск путей большего использования индивидуальных возможностей учеников как в условиях коллективной работы в классе, так и самостоятельной работы во внеурочное время. Игнорируя личностную индивидуализацию, мы не используем богатейшие внутренние резервы личности»
По Кузовлеву, индивидуализация как компонент методического содержания урока требует от учителя необходимости придерживаться следующих положений:

  • индивидуализация используется при обучении всем видам речевой деятельности, при выполнении всех видов упражнений, в классной и домашней работе, т.е. пронизывает весь учебный процесс;
  • не обучив учащихся рациональным приёмам учебной деятельности, нельзя ожидать успехов в их работе;
  • важным аспектом индивидуализации является учёт индивидуальных свойств учащихся и их постоянное развитие.

Много внимания я уделяю также и позиции ученика на уроке и считаю, что это является не менее важным фактором для достижения мотивации. В беседе с учащимися я выяснила, что их не устраивает в школьном обучении моего предмета. Дети назвали малоинтересные темы для обсуждения, недостаток самостоятельности, недостаточно времени на уроке для творческой работы. Поэтому, планируя свои уроки, я на первое место ставлю активность, творчество и самостоятельность учащихся. Современный урок действительно должен характеризоваться постоянно высокой активностью всех учащихся. Ученик на уроке должен превратиться из объекта обучения в субъекта учебной деятельности. Это едва ли не основное требование современной дидактики. Тогда ученик будет учиться, а не подвергаться обучению. Всё это необходимо ещё и потому, что этого требует специфика предмета: иноязычной речевой деятельности нельзя научить, ей можно только научиться. К.Д. Ушинский писал:
«Настоящий урок начинается не со звонка, а с того момента, когда вспыхивает детская мысль». Именно поэтому важно так планировать уроки, чтобы ученик был активен, действовал самостоятельно и проявлял своё творчество. Предполагается, что к окончанию школы старшеклассники уже определили сферу своей будущей трудовой деятельности. Изучение их планов на будущее может быть использовано учителем для того, чтобы показать роль английского языка в тех или иных областях знаний и деятельности. Судя по опросу, у большинства старшеклассников нет четкого представления о возможностях практического применения различных видов умений и навыков по английскому языку, кроме вступительных экзаменов и дальнейшего изучения его в ВУЗе. По данным моего опроса, в проф. ориентации по степени важности учащиеся считают, что умение читать на английском языке является наиболее перспективным с точки зрения возможностей его дальнейшего практического использования основной массой учащихся в избранных ими профессиях.

В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о мотивах овладения умением читать на английском языке и степени их осознания старшеклассниками. Это вызвано тем, что современный человек все больше приобщается к чтению различной литературы на английском языке.

Переход мотивов из категории только осознаваемых в категорию реально действующих осуществляется путем осознания учащимися их личностного смысла. Следовательно, учителю необходимо проводить систематическую работу по разъяснению учащимся значения и роли иностранного языка и различных видов речевой деятельности в их будущей профессии. Эта работа должна затрагивать интересы старшеклассников и строиться на ярких, убедительных примерах. Однако работа учителя не будет успешной, если не будут подготовлены условия для актуализации этого осознанного мотива. В связи с этим учителю необходимо довести сформированность умений и навыков до определенного уровня, позволяющего старшеклассникам практически использовать английский язык в своей будущей трудовой деятельности.

В интересах проф. ориентации в 8-9 классах было придумано «ИНФОРМ – БЮРО», когда мной или учащимися зачитывались короткие сообщения из какой-либо области знания, а так как учащиеся подбирали свои выступления по профессиональным интересам, то постепенно тренировался навык аудирования текстов «чужого», «не своего» профиля, что я считаю положительным моментом, т.к. современный человек не должен замыкаться только в своей области знания.

1.4 Межпредметные связи на уроках английского языка.

Стимулирующим фактором при овладении английским языком является использование межпредметных связей.

Межпредметные связи, во-первых, представляют опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний, формирования навыков и различных умений; во-вторых, позволяют обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт и, в-третьих, обеспечивают полноту знаний.

Овладение английской речью с опорой на межпредметные связи отвечает различным интересам учащихся, позволяет учитывать их индивидуальные особенности и склонности, что, естественно, создаст наиболее благоприятный режим для практического применения языка как средства общения, в силу этого межпредметные связи являются одним из эффективных средств мотивации учебного процесса по ин. языку. Это может быть реализовано, если четко определены точки соприкосновения школьных предметов.

Поэтому учащимся 7 класса был предложен спецкурс «Окружающий мир», программа которого была основана на межпредметных связях, использование которых является стимулирующим фактором при овладении английским языком. Для решения поставленной задачи была проанализирована программа по английскому языку с тем, чтобы выявить точки соприкосновения английского языка с другими предметами, а именно с литературой, историей, музыкой, информатикой. Но в 7 классе мы расширили круг предметов и взяли спорт и географию по желанию детей. В этом классе в течение 2 лет я продолжила исследование проблемы качественного образования по английскому языку.Учащимся 9 класса я предложила спецкурс «Волшебный мир музыки»,учитывая индивидуальные способности и интересы этих детей. В течение всего учебного года учащиеся с интересом работали,умело применяя межпредметные связи на уроках английского языка.Результатом этой работы стала презентация уроков по теме «Музыка в зеркале поэзии». Один из уроков этой презентации был показан комиссии во время прохождения школой аттестации в этом учебном году и получил отличную оценку,кроме этого презентация «Музыка в зеркале поэзии» была представлена на областной конкурс «Лучший проект- урок года», которая заинтересовала комиссию конкурса и получила особую оценку.(Смотреть практическую часть данной работы).