Публикация

Блочно модульная технология обучения в преподавании английского языка

1.6 – Метод проектов я тесно связываю с блочно- модульной технологией в своей практике на уроках и на занятиях в кружке. Сделав анализ процесса обучения на своих уроках, я убедилась, что, применение модульной технологии на уроках позволяет учащимся самостоятельно выполнять практические работы по заданной теме, помогает развивать мыслительные способности, формировать умения работать с информацией по различным источникам. Приходится констатировать, что познавательная деятельность детей сдерживается большим объёмом информации поступающей из средств массовой информации, Интернета, не требуя взамен мыслительных действий, не побуждая учащихся читать книги, заглядывать в справочники, в энциклопедии, которые формируют познавательные способности учащихся. Обучение подрастающего поколения должно быть личностно ориентированным, развивающим, мотивированным, учитывающим способности, потребности и особенности каждого ребёнка, способного самостоятельно принимать решения. Именно поэтому, значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, одна из которых – модульное обучение.

Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П.Ю. Цявичене. В дальнейшем идеи Ю. Цявичене развиты С.Я. Батышевым, КЯ. Вазиной и др. Теория модульного обучения, принципы разработки модулей подробно изложены в научных трудах кандидата педагогических наук, доцентом В.С. Збаровским и кандидатом педагогических наук Л.П. Голощёкиной.

Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. По мнению авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее суть - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется также рефлексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности - все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.

Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ребёнок самостоятельно достигает целей учебно - познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. Меняется форма общения учителя и ученика, именно модули позволяют перевести обучение на субъект субъективную основу.

1.7 – Основные мотивы внедрения модульной технологии.

«Когда людей станут учить не тому,что они должны думать, а тому,как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения». Г. Лихтенберг

  • гарантированность достижения результатов обучения;
  • возможность выбора уровня обучения;
  • возможность обучения в индивидуальном темпе обучения;
  • возможность работы в парах,
  • возможность самооценки, самокоррекции, самоконтроля, самообразования.

Модуль выступает как средство и программа обучения. Каждый элемент имеет собственную учебную цель:
познавательную и профессиональную, которая известна учащемуся до начала обучения. Задача первой — формирование теоретических знаний, функции второй — формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний. Ученик точно знает, что от него ожидается по завершении каждого этапа обучения, каким проверкам и экзаменам он будет подвергнут. Учебный материал должен быть хорошо иллюстрирован. Тестовая часть должна быть краткой, доступной. Набор учебных элементов предоставляет обучаемому сведения, необходимые для получения именно той профессиональной квалификации, которая соответствует его профессиональным целям. Учащийся может работать со своей собственной скоростью, постигая учебный материал в нужном ему объёме. На уроке ученик включен в процесс четких действий в определённой логике, подкреплённых самоконтролем, он самостоятельно или с помощью достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Высокая мотивация учащихся к процессу обучения за счёт того, что модуль гарантирует формирование именно той профессиональной подготовленности, которая потребуется в последствии на рабочем месте.

При применении модульной технологии я стараюсь придерживаться рекомендуемых правил:

1. Перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.

2. При обнаружении пробелов в знаниях учащихся необходимо провести соответствующую коррекцию.

3. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т.д.). Текущий и промежуточный контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения непосредственно в ходе работы.

4. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он должен показать уровень усвоения модуля.

5. Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материала, необходимо проводить его доработку.

6. Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно.

Необходимо сочетать традиционную систему обучения с модульной технологией. Очень хорошо вписываются в модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа индивидуальная, в паре, в группах. Модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать её качество и эффективность.