Публикация

Творческая работа по теме:

Формирование мотивации учащихся к изучению английского языка

Учитель английского языка МОУ ООШ №2
Андреева Татьяна Ивановна

ВВЕДЕНИЕ
Отличительные для конца XX – начала XXI века изменения в характере образования всё более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. В качестве общего определения результата образования в совокупности многих составляющих (одной из которых является и мотивационная) выступает понятие «компетентность». В «Кратком словаре иностранных слов» приводится следующее определение: «компетентный - знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо». Для разных деятельностей выделяют различные виды компетентности. В отношении иностранных языков существует речевая, социокультурная и языковая компетенция. Целью моей работы являлось теоретическое и практическое исследование проблемы качественного образования по иностранному языку в общеобразовательной школе. Проблему считаю актуальной, так как практическое владение иностранным языком стало насущной необходимостью и потребностью для современного человека. Над этой проблемой я начала работать 4 года назад, когда работала в Приморской средней школе Неклиновского района и продолжаю свою работу в МОУ ООШ 2.

Основная часть
ЦЕЛЬ:
  • Выяснение способности многообразия форм урочной и внеурочной работы в формировании мотивации учащихся к изучению английского языка.
ЗАДАЧИ:
  • Изучить литературу по вопросам формирования мотивации, что ей способствует.
  • Представить наиболее эффективные формы урочной и внеурочной работы, способствующие созданию мотивации при обучению английскому языку.
  • Показать влияние наиболее эффективных форм работы на успеваемость учащихся при изучении английского языка.
Глава – I

1.1 - Теоретическое обоснование понятий «мотив» и «мотивация» по различным источникам

Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает.

Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества. Мотивы играют важную роль в оценке действий и поступков, т.к. от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека.

Существует внешняя – широкая социальная мотивация и 3 внутренних: 1) мотивация, связанная с перспективным развитием личности; 2) коммуникативная мотивация; 3) мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью

(Внешняя) широкая социальная мотивация включает в себя мотивы: каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранных языков. (а также для общего развития; английский язык – самый распространенный в мире, и его надо знать); иностранный язык знают в семье, и это заставляет меня изучать его; изучаю, т.к. этот предмет есть в школьной программе; учу из уважения к учителю; хочу знать иностранный язык не хуже своих товарищей.

Внутренняя: 1) мотивация, связанная с перспективным развитием личности: изучаю, т.к. иностранный язык может пригодиться в дальнейшей жизни (в институте; в будущей работе; смогу помочь кому–нибудь сам);
2) коммуникативная мотивация: интересно общаться с ребятами на уроке; на занятиях иностранного языка интересно; хочу научиться писать письма (для переписки);
3) мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью: интересуюсь иностранным языком как таковым (учу стихи, выполняю упражнения, перевожу интересные тексты, ощущаю успех в учении).

Известно, что положительные эмоции оказывают благотворное влияние на усвоение любого школьного предмета.
«Преподаватель иностранного языка больше, чем преподаватель любого другого предмета, обязан активно вмешиваться в эмоциональную сферу урока и обеспечивать по возможности возникновение у учащихся эмоциональных состояний, благоприятных для их учебной деятельности.»
(Леонтьев А.А.)

В общей структуре мотивации обычно выделяют основной мотив (или внешнюю мотивацию) и частные мотивы (или внутреннюю мотивацию).

Классификация мотивов учебной деятельности (П.М.Якобсон):
Внутренняя мотивация – мотивы, заложенные в самой учебной деятельности. Сам процесс приобретения знаний побуждает овладевать определенным кругом знаний, умений и навыков. В основе здесь лежат любознательность, стремление узнать новое; обладает наивысшей степенью педагогического воздействия.

Внешняя мотивация – мотивы, лежащие вне учебной деятельности как таковой (например, если он не будет учиться, то появятся определенные неудобства и неприятности), здесь – широкие социальные мотивы в виде комплекса стремлений и чувств внутреннего долга, а также мотивы более личного характера. Процесс учения воспринимается как жизненная необходимость или как дорога к личному благополучию. Внешняя мотивация обладает меньшей степенью педагогического воздействия; привлекает не сама деятельность, а лишь то, что связано с ней.

Внешняя мотивация нацеливает учащихся на достижение конечного результата. Здесь важно строить процесс учения таким образом, чтобы на каждом этапе ощущалось продвижение к поставленной цели. Для усиления влияния широкой социальной мотивации следует:
1. использовать различные источники информации, показывающие значение владения ин. языком (кино-/диа-/ видеофильмы, специальная литература и т.д.);
2. проводить беседы: «Сколько языков на планете?», «Кто такие полиглоты?», «Какой язык один из самых распространенных в мире?», «Иностранный язык в быту», «Контакты жителей нашего города с иностранцами», «Английские слова в русском языке» и т.д.

Если согласиться с тем, что одним из наиболее действенных средств борьбы с эмоциональным голодом на уроках иностранного языка является использование учителем разнообразных учебных материалов, то, наполненные положительным эмоциональным зарядом, эти учебные материалы оказывают влияние на успешность обучения.

1.2 – Многообразие эффективных форм урочной и внеурочной работы и их влияние на формирование мотивации, а также на успеваемость учащихся при изучении английского языка.

Как сделать урок иностранного языка интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным? Успех зависит от множества факторов - от знания учителем своего предмета, от методического мастерства, от общей эрудиции педагога, от способности понимать детей и умения общаться с ними, от способности быть рефлексивным и даже от человеческого обаяния. Другими словами, учитель должен быть образованным, творческим и интересным человеком. Такой учитель в процессе своей деятельности ищет новые формы, способы, методы, приемы преподавания. Но на современном этапе преподавания иностранного языка этого уже недостаточно. В связи с всеобщей компьютеризацией учителю необходимо мыслить по-новому. Моделируя и проектируя свою педагогическую деятельность, я стараюсь активно внедрять новые информационные технологии. Современный учитель должен соответствовать современным требованиям: быть гибким, уметь перестраивать свою деятельность, идти в ногу со временем, т. е. ориентироваться в новых педагогических технологиях.

Каждый учитель иностранного языка понимает, насколько важно поддерживать интерес к предмету. Часто ученики, не видя необходимости в изучении данного предмета, не представляя себе возможные сферы его применения, теряют интерес к изучению иностранного языка. Необходимо так построить обучение, чтобы раскрытие значимости предмета пронизывало, во- первых, сам учебный процесс, во-вторых. Являлось составной частью вне учебной работы через различного рода внеклассные мероприятия; и, что самое главное, в том и другом случае нужно использовать профессиональные намерения учащихся. Выдвижение современной цели обучения – общению – требует соответствующей системы обучения, ибо это закон адекватности в методике: определённая цель может быть достигнута только с помощью определённых, адекватных ей средств. Использование коммуникативной методики – объективная необходимость. В современной методике ведущим методом, призванным обучению говорить, признан современными методистами коммуникативный метод. В общих чертах, коммуникативность заключается в том, что процесс обучения является моделью процесса коммуникации (общения). Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Согласно определению Е.И. Пассова:
«Учитель школы готовит учащихся к общению на иностранном языке. Учитель в школе – организатор общения на уроке. Под иноязычной культурой понимается та часть духовного богатства (культуры), которую способен дать человеку процесс коммуникативного обучения иноязычному общению в развивающем, познавательном, воспитательном и учебных аспектах».

Современные психологи и педагоги едины во мнении, что качество выполнения деятельности и её результаты зависят, прежде всего, от мотивации. Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающею его результативность, нужно помнить, что мотивация – сторона субъективная в мире ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями. Учитель может повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых возникает личная заинтересованность в работе. Этой проблемой занимались авторы Г.В. Рогова, Е.И. Пассов, И.А. Зимняя и др. Она часто обсуждается на страницах журнала «Иностранные языки в школе». Общеизвестно, что к концу 7 класса интерес учащихся к иностранному языку резко падает. По мнению учителей это происходит из – за того, что около 80% учащихся якобы не хотят учить иностранный язык. Однако, данные анкетирования, проведённого среди учащихся 7-9 классов в Приморской школе и данные анкетирования, которые я провела в этой школе, говорят об ином. Структура мотивации значительно сложнее и имеет другую природу. К 8 классу пропадает желание и интерес у 16% учащихся, желание сохраняется, но становится не интересно у 60% (!) учащихся; желание и интерес сохраняются на прежнем уровне у 17% учащихся; желание и интерес возрастают у 7% учащихся. Отсюда видно, что желание учить английский язык сохраняется у 84% учащихся, следовательно, причина падения интереса к предмету кроется, главным образом в методике, в частности методики индивидуализированного обучения. Важно хорошо знать учеников, весь арсенал мотивационных средств, их резервы. Тогда можно соотнести содержание учебного материала на всём его протяжении с соответствующими типами мотивации, т.е. создать стойкую сопутствующую мотивацию, гарантирующую прогресс в овладении иностранным языком. Наличие познавательных интересов и эмоциональное состояние учащихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую.

Для достижения этой цели я свою работу организую в 3 направлениях:
  • создание благоприятного микроклимата в классе
  • использование лингво – страноведческого материала
  • возможность применить знание английского языка в практике